Клапаны электробуса БКМ 42003
    • Клапан автоматического слива конденсата

    Чертеж

   1 — термодатчик, 2 - термонагревательный элемент, 3 - соединительная колодка, 4 - штуцер, 5 - сетчатый фильтр, 6 - мембрана, 7, 8 - корпус

   Клапан автоматического слива конденсата предназначен для автоматического удаления конденсата из влагомаслоотделителя, где скапливается влана после прохождения через него. Клапан работает используя перепад давления, возникающий в ресивере (маслоотделителе), на котором установлен.
   Клапан состоит из корпусов 7 и 8, между которыми установлена мембрана 6. При нагнетании в ресивер сжатого воздуха мембрана прижимается к седлу корпуса 8, перекрывая выход воздуха в атмосферу, и отрывается от седла в крышке. Одновременно скапливающаяся в ресивере влага, проходя через сетчатый фильтр 5, скапливается в полости в начале над мембраной, а затем между корпусами. Фильтр исключает возможность засорения седла мембраны и нарушения герметичности клапана.
   При снижении давления в ресивере или его резком падении возникает разница давлений в полости над мембраной и полости между корпусами. Под действием этого перепада мембрана перемещается в верх и открывает выход в атмосферу сжатому воздуху и влаге, которые находятся в полости между корпусами. Давление в полости между корпусами уменьшается и мембрана, опускаясь, снова перекрывает выход в атмосферу.
   Для избежания примерзания мембраны к седлам в корпусе 8 установлены термонагревательный элемент 2 и термодатчик 1. При снижении температуры окружающей среды до 7 (+5-2) °C датчик включает нагревательный элемент, который нагревает корпуса. При достижении температуры 35 °C датчик отключает нагревательный элемент.

    • Клапан четырехконтурный

    Чертеж

       1 — крышка, 2 - винт, 3 - втулка, 4 - пружина, 5 - направляющая пружина, 6 - диафрагма, 7, 11 - клапан, 8 - клапан обратный, 9 - пружина, 10 - корпус, 12 - заглушка

    Чертеж

            1 - вход клапана
            21, 22 - выход основного контура
            23, 24 - выход дополнительного контура
            А - дроссельное отверстие
            Б, В, Г - полость

       Клапан защитный четырехконтурный предназначен для: -  разделения питающей магистрали на два основных и два дополнительных контура; -  автоматического отключения одного из контуров в случае его повреждения или нарушения в нем герметичности и сохранения давления сжатого воздуха в неповрежденных контурах; -  сохранения давления сжатого воздуха во всех контурах в случае повреждения или нарушения герметичности питающей магистрали; -  питания дополнительных контуров от основных до тех пор, пока давление в основных контурах не снизится до заданного нижнего уровня.

       Технические характеристики:
    Максимальное рабочее давление, МПа (кгс/см2) 0,8 (8,2)
    Давление открытия контуров, МПа (кгс/см2) 0,67 (6,9)
    Диапазон рабочих температур, °С от - 60°С до + 80°С
    Масса, кг 0,9


       Клапан защитный четырех контурный состоит из корпуса 10, во внутренней полости которого установлены по два клапана 7 и 11 с пружинами 9. В клапанах 7 установлены обратные клапаны 8. К корпусу присоединены винтами четыре крышки 1, в каждой из которых установлены регулировочный винт 2, втулка 3, пружина 4 и направляющая пружина 5. Регулировочные винты защищены от загрязнения резиновой заглушкой 12. Герметизация полостей корпуса и передача усилия от сжатого воздуха к пружине осуществляеися при помощи диафрагмы 6.    Работа клапана:    Сжатый воздух от питающей магистрали подается на вход 1 клапана (на рисунке не показан) и попадает в две полости В и далее через дроссельные отверстия А воздействует на обратные клапаны 8, открывая их. Затем воздух через проточки в клапанах 7 подается в полости Б на выходы основных контуров 21 и 22. С ростом давления в полостях Б увеличивается усилие, передаваемое от диафрагмы через направляющие 5 на пружины 4, которые сжимаются. При этом под действием давления клапаны 7 перемещаются вверх и постепенно открывают проход воздуха в контуры, минуя обратные клапаны.
       После достижения давления 0,67 МПа (6,9 кгс/см2) в основных контурах происходит открытие клапанов 11, и тем самым сжатый воздух поступает из полостей В в полости Г и далее на выходы 23 и 24 (на рисунке не показаны) дополнительных контуров.    При разгерметизации одного из контуров происходит падение давления в полостях Б или Г вследствие чего прекращается или уменьшается воздействие на диафрагму 6 давления воздуха из разгерметизированного контура, пружина 4 разжимается и перекрывает проход воздуха в поврежденный контур, прижимая клапан 7 или 11 к седлу на корпусе 10.    Наполнение исправных контуров сжатым воздухом будет происходить при этом только до определенного уровня, который определяется величиной давления открытия, на которое настроен клапан поврежденного контура.
       При разгерметизации питающей магистрали происходит падение давления в полостях В, в результате чего прекращается или уменьшается давление воздуха на клапаны 7 и 11. Но так как на выходах 21-24 давление сохранилось, и сжатый воздух воздействует на диафрагму 6, сжимая пружины 4, клапаны 7 и 11 закроются лишь при его уменьшении на указанных выходах до 0,5 МПа (5,1 кгс/см2). При этом все контуры отсоединяются от поврежденной питающей магистрали.

    • Клапан одинарный защитный

    Чертеж

   1 — регулировочный винт, 2 - гайка, 3 - крышка, 4 - тарелка, 5, 6, 10 - пружина, 7 - поршень, 8 - диафрагма, 9 - корпус, 11 - втулка, 12 - кольцо упорное, 13 - корпус клапана, 14 - клапан обратный, 15 - шайба, 16 - винт.
   I, II - вывод, А, Б - полость

   Одинарный защитный клапан предназначен для изолирования пневмосистемы дверей электробуса от нагнетательной магистрали пневмосистемы, исключая возможность утечки воздуха из пневмосистемы дверей в случае повреждения нагнетательной магистрали.
   Клапан установлен у входа в воздушный резервуар дверей и соединен с нагнетательной магистралью согласно стрелке, нанесенной на крышке 3 и указывающей направление движения сжатого воздуха.
   Клапан отрегулирован таким образом, что наполнение воздухом воздушного резервуара дверей происходит только после достижения давления воздуха в нагнетательной магистрали (0,55 + 0,01) МПа (5,6 + 0,10) кгс/см2). При снижении давления в этой магистрали ниже указанной величины клапан ее разобщает с пневмосистемой дверей.
   В корпусе 9 установлен обратный клапан 14, прижатый к седлу пружиной 10. Корпус клапана 13 установлен в направляющей втулке 11. Между корпусом клапана 9 и крышкой 3 зажата диафрагма 8, разъединяющая полости А и Б. Пружины 5 и 6 воздействуют на поршень, который прижимает диафрагму 8 к седлу корпуса 9.

   Работа клапана:
   Сжатый воздух через вывод I поступает под диафрагму. При достижении давления (0,55 + 0,01) МПа (5,6 + 0,1) кгс/см2 диафрагма прогибается и сжатый воздух через полость Б поступает в вывод II, отжимая при этом обратный клапан.
   При снижении давления в выводе I до величины, ниже указанной, поршень под воздействием пружин перемещается вниз и прижимает диафрагму к седлу корпуса, разъединяя полости А и Б. Дальнейшее поступление воздуха в вывод II прекращается.
   Регулировочный винт служит для установки давления срабатывания клапана.

    • Клапан контрольного вывода

    Чертеж

   1 - патрубок, 2 - клапан, 3 - шайба, 4 - гайка, 5 - корпус клапана, 6 - пружина

   Клапан контрольного вывода предназначен для присоединения к нему контрольно-измерительных приборов при проверке давления в пневмосистеме электробуса.
   Клапан подключен к магистральное системе и рассчитан для работы с контрольно-измерительными приборами и шлангами с накидными гайками М16*1,5.
   Для проверки давления в пневмосистеме электробуса или наполнения пневмосистемы сжатым воздухом необходимо отвернуть гайку-барашек 4 и навернуть на патрубок 1 накидную гайку шланга или контрольно-измерительного прибора.
   При заворачивании гайка воздействует на толкатель клапана и отжимает клапан 2 от седла, сообщая тем самым пневмосистему электробуса с контрольно-измерительным прибором или внешним источником сжатого воздуха.
   После отсоединения шланга клапан 2 под действием пружины 6 прижимается к седлу, закрывая выход сжатого воздуха из пневмосистемы. Гайка-барашек 4 служит для предохранения внутренней полости клапана от загрязнения.

    • Клапан обратный

    Чертеж

   1 - переходник, 2 - шайба, 3 - клапан, 4 - пружина, 5 - упор, 6 - корпус

   Обратный клапан служит для предотвращения утечки воздуха из маслоотделителя через буксировочную магистраль при работе компрессорной установки.
   Обратный клапан состоит из корпуса 6 и переходника 1 к седлу которого пружиной 4 прижат клапан 3. Сжатый воздух, поступая на вход переходника 1, преодолевает усилие пружины 4, приподнимает клапан 3 и поступает в пневмосистему электробуса. При снижении давления в питающей магистрали пружина и обратный поток сжатого воздуха прижимают клапан к седлу корпуса, предотвращая поступление сжатого воздуха в атмосферу.

    • Клапан ускорительный

    Чертеж

   1 - корпус верхний, 2, 6, 13 - кольцо уплотнительное, 3 - корпус нижний, 4 - клапан впускной, 5 - пружина, 7 - кольцо упорное, 8 - колпачок, 9 - клапан резиновый, 10 - корпус клапанов, 11 - тарелка, 12 - клапан выпускной, 14 - поршень

Чертеж

   А - полость, Г - вход, Б - выход, В - атмосферный выход, Д - управляющий вход

   В пневмоприводе стояночной (запасной) тормозной системы установлен ускорительный клапан, предназначенный для уменьшения времени срабатывания привода за счет сокращения длины магистрали при впуске сжатого воздуха из тормозного ресивера в исполнительные механизмы энергоаккумуляторов задних тормозных камер и его выпуска в атмосферу.

   Технические характеристики:
Максимальное рабочее давление, МПа (кгс/см2) 0,8 (8,2)
Диапазон рабочих температур, °С от - 45°С до + 80°С
Масса, кг 1,08


   Вывод Д ускорительного клапана через управляющую магистраль соединен с выходом торомозного крана стояночной (запасной) тормозной системы. Давление в выводе Д устанавливается в соответствии с положением рукоятки тормозного крана обратного действия с ручным управлением. Вывод Г соединен с расположенным вблизи ресивером стояночной тормозной системы. Вывод Б соединен с пружинными энергоаккумуляторами.

   Работа клапана
   В исходном положении, когда электробус расторможен, к выводу Д (полость А) от тормозного крана обратного действия подведено давление, под действием которого поршень 14 находится в нижнем положении, закрывая выпускной клапан 12 и открывая впускной клапан 4. Сжатый воздух из воздушного ресивера через вывод Г и открытый клапан 4 поступает в вывод Б и далее к пружинным энергоаккумуляторам.
   При постановке электробуса на стояночный тормоз сжатый воздух из управляющей магистрали через тормозной кран обратного действия выходит в атмосферу, поршень 14 под действием давлеия в полости Б поднимается вверх, клапан 4 под действием пружины 5 закрывается, а клапан 12 открывается, воздух их энергоаккумуляторов через полости Б и В выходит в атмосферу.
   При торможении запасной тормозной системой пропорциональность управляющего и выходного давления осуществляется поршнем 14. При достижении в выводе Б давления, пропорционального давлению в выоводе Д, поршень 14 перемещается вверх до момента закрытия впускного клапана 4, движущегося под действием пружины 5.
   При снижении давления в управляющей магистрали (в выводе Д) поршень 14 от более высокого давления в выводе Б перемещается вверх и открывается от выпускного клапана 12. Сжатый воздух из тормозных камер выходит в атмосферу через открытый выпускной клапан 12 и атмосферный вывод В, отжимая клапан 9, давление на выводах Б снижается и поршень, опускаясь, закрывает клапан 12.
   В пневмоприводе заднего тормозного контура рабочей тормозной системы установлен аналогичный ускорительный клапан. Он служит для увеличения быстродействия рабочей тормозной системы за счет сокращения длины магистрали от ресивера к тормозным камерам.
   Вывод Д ускорительного клапана соединен с выходом верхней секции тормозного крана. Вывод Г соединен с расположенным вблизи ресивером заднего тормозного контура, вывод Б - с тормозными камерами заднего моста. Когда торможение рабочей тормозной системой не производится, вывод Д соединен через тормозной кран с атмосферой. Поршень 14 находится в верхнем положении, впускной клапан 4 под действием пружины 5 закрыт, выпускной клапан 12 открыт. Тормозные камеры соединены с атмосферой.
   При торможении рабочим тормозом на вывод Д подается давление от тормозного крана, поршень 14 опускается вниз, закрывая выпускной клапан 12 и открывая впускной клапан 4. Сжатый воздух из ресивера через вывод Г поступает к выводу Б и далее в тормозные камеры. Пропорциональность управляющего и выходного давления обеспечивается следящим поршнем 14.

    • Клапан двухмагистральный

    Чертеж

   1 - корпус, 2 - седло клапана, 3 - клапан

   Двухмагистральный клапан предназначен для соединения магистрали, присоединенной к выходу 2 с одной из магистралей, присоединенных к входам 11 и 12 и работает в системе как элемент "ИЛИ"
    В корпусе 1 перемещается клапан 3, ход которого ограничивабт седла клапана 2, завернутые в корпус и герметизированные уплотнителями.

    Работа двухмагистрального клапана
    При подаче давления на вход 11 клапан 3 перемещается вправо, соединяет вход 11 с выходом 2 иперекрывает вход 12.
    При подаче давления на вход 12 клапан 3 перемешается влево, соединяет вход 12 с выходом 2 и перекрывает вход 11.
    При одновременной подаче давления на входы 11 и 12, клапан 3 занимает промежуточное положение и открывает доступ воздуха от обоих входов к выходу 2.


© eltroll2 2019-2021