Карданная передача троллейбуса ЗиУ 682Г [Г00]
  • Чертеж карданного вала

Троллейбус

Троллейбус

    1 - фланец вилка; 2 - сапун крестовины; 3 - крестовина; 4 - вал карданный; 5 - масленка; 6 - пластина для балансировки; 7 - вилка скользящая; 8 - гайка М42 электродвигателя; 9 - сальник; 10 - кольцо сальника; 11 - обойма металлическая; 12 - сальник каркасный; 13 - подшипник игольчатый с сальником; 14 - пластина стопорная; 15 - крышка подшипника; 16 - пластины балансировочные; 17 - масленка угловая; 18 - торцевое уплотнение; 19 - гайка; 20 - шайба пружинная; 21 - шайба специальная (усиленная); 22 - болт соединительный; 23 - шайба стопорная; 24 - фланец электроизоляционнный; 25 - болт.

  • Описание карданной передачи
    Карданная передача используется для передачи крутящего момента между валом тягового электродвигателя, закрепленного на раме и ведущим мостом в сборе с подрамником, эластично подвешенными на рессорах, оси которых при движении троллейбуса изменяют взаимное положение.
    Карданная передача троллейбуса(см. рисунок) состоит из карданного вала и двух карданных шарниров. Карданный вал 4 изготавливается из тонкостенной стальной электросварной холоднодеформированной трубы, к концам которой приваривается после напрессовки вилка шарнира и шлицеой наконечник, на шлицы которого надета скользящая вилка 7 карданного вала. Наличие шлицевого соединения в карданном валу обеспечивает возможность изменения его длины (расстояния между шарнирами) при прогибе рессор, который вызывает некоторое продольное перемещение заднего моста. Изготовление вала из трубы позволяет увеличить его жесткость, стойкость к поперечным изгибам и вибрациям, уменьшить вероятность разрушения вала при высоких частотах вращения.
    Для предохранения шлицевого соединения от повышенного износа из-за загрязнения и потери смазки к скользящей вилке с одной стороны приварена металлическая заглушка, а с другой стороны шлицевого соединения имеется резиновое уплотнение, представляющее собой кольцо сальника 10, повторяющее профиль шлицев наконечника карданного вала и смонтированное в металлической обойме 11 в виде колпачковой гайки, прижимающей сальник 9 к торцу скользящей вилки при навертывании на ее резьбовой конец.
    Смазка в шлицевое соединение подводится через масленку 5, ввернутую в отверстие на вилке.
    Карданные шарниры состоят из двух стальных вилок 1 и крестовины 3, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках. Крестовины, изготовленные из высококачественной стали, имеют четыре крестообразно расположенных цапфы. На цапфах крестовин в стаканах 13 смонтированы игольчатые подшипники, не имеющие внутреннего кольца. Поэтому к цапфам крестовины, на которые опираются иголки подшипника. В связи с этим цапфы крестовины подвергаются механической обработке (шлифованию), обеспечивающей высокую геометрическую точность и правильную форму.
    В игольчатом подшипнике 13 установлено 38 игл диаметром 3 мм, собранных так, чтобы между иглами и цапфой крестовины был необходимый зазор.
    Разбирать подшипник и переставлять иглы из одного корпуса в другой не разрешается.
    Подшипник вставляется в вилку по ходовой посадке. От осевого перемещения под действием центробежных сил стаканы подшипников удерживаются крышками 15, которые закреплены двумя болтами 25, ввернутыми в тело вилки. Для предотвращения самоотвертывания этих болтов, установлена стопорная пластина 14, усики которой отгибаются на грани болтов. Крестовина в вилке центрируется относительно донышек стаканов игольчатых подшипников. Увеличенные зазоры между торцами крестовины и донышками стаканов подшипников могут вызывать повышенные ударные нагрузки, уменьшенные зазоры могут также привести к разрушению (выдавливанию) донышек подшипников. Поэтому к точности изготовления крестовины, подшипников и вилок, а также к сборке этих деталей предъявляются повышенные требования.
    Игольчатые подшипники крестовин уплонтяются резиновыми самоподвижными каркасными сальниками 12 и торцовым уплотнением 18.
    Шарниры карданных валов имеют проточную систему смазки игольчатых подгипников (безклапанную).
    Смазка к игольчатым подшипникам поступает по отверстиям в торцах цапф крестовины из угловой масленки 17, находящейся в центральной части крестовины, а излишки смазки с продуктами износа выдавливаются через уплотнения подшипников.
    Карданный вал в сборе динамически отбалансирован. Балансировка вала осуществляется привариванием специальных пластин 6 к узлам 4 и 7, а также при необходимости, установкой балансировочных пластин 16 на крышки игольчатых подшипников 15. Допустимый дисбаланс 0,294 Н*см (30 гс*см).
    Для обепечения второй ступени изоляции тягового электродвигателя от корпуса троллейбуса на вал электродвигателя установлен электроизоляцинный фланец 24, соединенный с карданным валом болтами 22, шайбами 21, шайбами 20, гайками 19. Фланец на валу двигателя крепится гайкой М42, контрится стопорной шайбой 23. Взаимное положение деталей подвижного шлицевого соединения карданного вала на заводе-изготовителе отмечается стрелками "И" и "К".
    Если балансировка карданного вала нарушена (что может произойти при неправильной сборке или изгибе вилок, ослаблении крепления крышек подшипников, потере балансировочных пластин), то могут появиться вибрации, ощущаемые при движении троллейбуса с определенной скоростью.

    Техническое обслуживание карданной передачи производится при каждом ТО-1. При этом проверяется состояние крепления фланцев карданного вала и крышек игольчатых подшипников.
    Проверка крепления фланцев производится на троллейбусе при расторможенном стояночном тормозе. Задний мост должен быть установлен на подставки, а передний мост должен иметь упоры, подложенные под колеса.
    Если при покачивании фланцев-вилок карданной передачи будет обнаружено ослабление крепления фланцев электродвигателя или ведущей шестерни редуктора заднего моста, необходимо отсоединить соответствующий конец карданного вала, расшплинтовать или расстопорить гайку крепления фланца, а затем подтянуть ее до отказа и зашплинтовать или застопорить гайку электродвигателя. Все болты крепления фланцев карданного вала должны быть также тщательно щатянуты моментом 4,4-5,6 кг/см. Замена болтов крепления фланцев, установленных при заводской сборке, термически не обработанными болтами не допускается. Необходимо периодически проверять отсутствие ощутимых зазоров между крестовиной и игольчатыми подшипниками. При ослаблении болтов, крепящих подшипники, необходимо их подтянуть.
    Разбирать шарниры без необходимости не разрешается. Следует строго соблюдать периодичность выполнения смазочных операций и соответствие применяемой смазки для карданной передачи.
    При снятии карданного вала рекомендуется разобрать шлицевое соединение, очистить от старой смазки и грязи, снова смазать и собрать, совмещая стрелки "И" и "К" на вилке и трубе как показано на рисунке.

  • Возможные неисправности карданной передачи

Троллейбус

Троллейбус

© eltroll2 2019-2021