Клапан управления тормозами прицепа троллейбуса ЗиУ 683Б
  • Чертеж клапана

Воздухораспределитель

     1 - клапан атмосферного вывода; 2, 5, 8, 11, 13, 14, 21, 25, 28, 29 - кольца уплотнительные; 3 - гайка, 4 - корпус нижний; 6 - диафрагма; 7 - корпус средний; 9 - пружина; 10 - поршень средний; 12 - корпус верхний; 15 - поршень верхний большой; 16 - поршень верхний малый; 18 - пружина; 19 - тарелка пружины; 20 - винт регулировочный; 22 - пружина коническая; 23 - кольцо упорное; 24 - клапан; 26 - копус клапана; 27 - кольцо упорное; 30 - поршень нижний.


  • Устройство и работа клапана
     Клапан предназначен для управления пневматическим тормозным приводом прицепа. Он вырабатывает управляющую команду для воздухораспределителя тормозного привода прицепа при включении любого из раздельных контуров привода рабочего тормоза тягача.
     Клапан состоит из трех корпусов: верхнего 12среднего и нижнего 4, соединенных между собой болтами. Уплотнение между средним и верхним корпусами осуществляется резиновым кольцом 11, а разъем нижнего и среднего корпусов уплотняется краями диафрагмы 6.
     В корпусе 12 установлен большой верхний поршень 15, уплотненный двумя резиновыми кольцами 13 21 и удерживаемый в верхнем положении конической пружиной 22. Внутри большого поршня расположен малый верхний поршень 16, уплотненный двумя кольцами 14 и зафиксированный упорным кольцом 23. В бобышку малого поршня ввернут регулировочный винт 20, уплотненный в поршне резиновым кольцом. С помощью регулировочного винта изменяется усилие пружины 18, установленной между дном большого верхнего поршня 15 и тарелкой 19, надетой на регулировочный винт. В корпусе 7 расположен средний поршень 10, уплотненный кольцом 8. Внтури среднего поршня установлен нижний поршень 30, уплотненный в перегородке среднего и бобышке нижнего корпусов кольцами 29, 2. Нижний поршень удерживается в поршне 10 упорным кольцом 27. В верхней части нижего поршня установлен корпус 26 клапана 24, который прижат к седлу среднего поршня 10 пружиной 9. Корпус клапана уплотнен двумя резиновыми кольцами.
     Между нижним 4 и средним 7 корпусами зажата резиновая диафрагма 6, которая укреплена между двумя шайбами на нижнем поршне 30 гайкой 3, уплотненной резиновым кольцом 5. К нижнему корпусу двумя винтами прикреплен корпус атмосферного вывода 1 с резиновым грязе-защитным клапаном. При ослаблении одного из винтов корпус 1 можно повернуть вокруг другого винта, что обеспечивает доступ к регулировочному винту 20 через отверстие клапана 24 и поршня 30.

     Выводы клапана соединены следующим образом:
     1 - с нижней секцией тормозного крана;
     2 - с питающей магистралью (с магистральным резервуаром тягача);
     3 - с верхней секцией тормозного крана;
     4 - с магистралью управления тормозным приводом прицепа (с воздухораспределителем);
     5 - с питающей магистралью (с магистральным резервуаром тягача).

     В отторможенном состоянии, когда тормозная педаль не нажата, к выводам П и У постоянно подается из магистрального резервуара сжатый воздух, который, воздействуя сверху а диафрагму 6 и снизу на средний поршень 10, удерживает поршень 30 в нижнем положении. При этом вывод 4, соединенный с воздухораспределителем магистраль управления тормозным приводом прицепа, сообщен с атмосферой через открытое центральное отверстие в корпусе 26 клапана 24 и нижнем поршне 30.
     При подводе сжатого воздуха от секции тормозного крана к выводу 3 верзние поршни 15 и 16 одновременно перемещаются вниз. Малый поршень 16 сначала садится своим седлом на клапан 24, перекрывая атмосферный выход в нижнем поршне, а затем отрывает клапана 24 от седла среднего поршня 10. Сжатый воздух из вывода У, связанного с магистральным воздушным резервуаром, поступает к выводу 4 и далее в магистраль управления тормозным приводом прицепа. Сжатый воздух поступает к выводу 4 до тех пор, пока его воздействие снизу на малый поршень не уравновесится воздействием сжатого воздуха и пружины 18 на поршень сверху. После этого клапан 24 под действием пружины 9 перекрывает доступ сжатого воздуха из вывода к выводу 4. Таким образом осуществляется следящее действие.
     После прекращения подачи сжатого воздуха к выводу 3 от секции тормозного крана при оттормаживании, сжатый воздух из вывода выходит в атмосферу через тормозной кран. Большой верхний поршень 15 под действием конической пружины 22 и сжатого воздуха в вывод 4 перемещается вверх вместе с малым верхним поршнем 16. Седло малого верхнего поршня отрывается от клапана 24, сообщая вывод с атмосферой через полый нижний поршень 30.
     При подводе сжатого воздуха к выводу 1 от другой секции тормозного крана, он поступает под диафрагму 6 и перемещает нижний поршень 30 вместе со средним поршенм 10 и клапаном 24 вверх. Клапан 24 доходит до седла в малом поршне 16, перекрывает атмосферный выход, а при дальнейшем движении ниднего и среднего поршня, отрывается от седла среднего поршня 10. Воздух поступает из вывода 5, соединенного с магистральным воздушным резервуаром, к выводу 4 и далее в магистраль управления тормозным приводом прицепа до тех пор, пока его воздействие на средний поршень 10 сверху не уравновесится давлением на диафрагму 6 снизу. После этого капан 24 перекрывает доступ сжатого воздуха из вывода 5 к выводу 4. Таким образом осуществляется следящее действие при таком варианте работы клапана управления.
     При выпуске сжатого воздуха из вывода 1 в атмосферу через тормозной кран давление воздуха под диафрагмой 6 падает и нижний поршень 30 вместе со средним поршнем 10 перемещаются вниз. Клапан 24 отрывается от седла в верхнем малом поршне 16, сообщая вывод 4 с атмосферой через полый нижний поршень 30.
     При одновременном подводе сжатого воздуха к выводам 1 и 3 происходит одновременное перемещение большого и малого верхних поршней 15 и 16 вниз, а нижнего поршня 30 со средним поршнем 10 - вверх. Заполнение магистрали управления тормозным приводом прицепа через вывод 4 и выпуск из нее сжатого воздуха при оттормаживании происходит так же, как описано выше.
     При подводе сжатого воздуха к выводу 3 (или при одновременном подводе воздуха к выводам 3 и 1) величина давления воздуха в выводе 4, соединенном с магистралью управления тормозным приводом прицепа, превышает величину давления воздуха, подведенного к выводу 3, чем обеспечивается опережающее действие тормозного привода прицепа. Превышение величины давления воздуха регулируется винтом 20: при вворачивании винта превышение увеличивается, при выворачивании уменьшается.

© eltroll2 2019-2021