Троллейбус 9TR
Каталог
  • Исторические троллейбусы
  • Литература
  • Статьи
  • Советы по ремонту
  • Софт
  • Фотоальбом
  • Электрика и электроника
  • Механическое оборудование
  • Пневматическое оборудование
  • Общее описание

             В основном исполнении троллейбус 9Tr был двухосевым трехдверного со сварным цельнометаллическим кузовом из профилей, обтянутых стальным листом. Для СССР изготавливалась специальная двухдверная модификация. Оси были соединены с кузовом при помощи многолистовых полуэллиптических рессор, которые передавали также тяговую силу троллейбуса. Листовые рессоры задней части были дополнены полыми резиновым рессорами.
             Задний жесткий мост с раздаточной коробкой и редукторами с косозубым зацеплением, имел общую передачу 1 : 10,68. Тормозную систему троллейбуса представлял электродинамический замедляющий тормоз, который действовал на колеса заднего моста, рабочий тормоз с двумя независимыми группами, работающий на сжатом воздухе, который затормаживал все колеса и механический стояночный тормоз, который тормозил только колеса заднего моста. Управление троллейбуса проводилось при помощи рулевого колеса, шнека и шнекового сегмента, с использованием воздушным усилителем руля.
             Цепи управления питались щелочной батареей 24 В, 105 А-час (18 NКТ 105), которая подзаряжалась генератором постоянного тока 28 В/60А, приводимого в действие при помощи вспомогательного выхода от тягового двигателя.
             Оборудование троллейбуса, работающее на сжатом воздухе, служило прежде всего для управления пневматическим тормозом, рулевым управлением с усилителем и для открытия и закрытия дверей. Оно состояло из двухцилиндрового компрессора типа 77 с максимальным давлением 8 атмосфер и производительностью 12,5 м3/час. Компрессор приводил в действие вспомогательный серийный двухполюсный двигатель 5 АU 1720/2 с номинальным напряжением 550 В / 2,6 кВт / 2650 оборотов/мин. В пневмосистему входили также три рессивера, очищающие и регулирующие элементы.
             Тяговый двигатель был серийный четырехполюсный со вспомогательными полюсами и собственной вентиляцией с номинальным напряжением 600 В постоянного тока и постоянной мощностью 100 кВт. Он был отдельно подвешен на специальной подвеске для устранения вибраций между лонжеронами посредине троллейбуса и соединен при помощи карданного вала через изолирующую муфту с конусной шестерней заднего моста. На крыше троллейбуса были закреплены отдельно с защитой от вибраций два поворачивающихся токоснимателя 5 PB, которые были при помощи веревок соединены с штпнгоуловителем 2 YS. Возможное отклонение от контактной сети составляло 4500 мм.

    • Габаритный чертеж троллейбуса

    Троллейбус Шкода 9Tr

    Троллейбус Шкода 9Tr

    • Расположение узлов троллейбуса

    Троллейбус Шкода 9Tr

    Троллейбус Шкода 9Tr

       1 - контактная сеть; 2 - головка токоприемника; 3 - штанга токоприемника; 4 - основание токоприемника; 5 - штанговый провод; 6 - тяговый электродвигатель; 7 - карданный вал; 8 - муфта сцепления; 9 - дифференциал; 10 - задняя ось; 11 - тормозной цилиндр; 12 - компрессор; 13 - двигатель компрессора; 14 - генератор; 15 - передняя ось; 16 - рессоры; 17 - поперечная тяга рулевого механизма; 18 - продольная тяга рулевого механизма; 19 - центральный рычаг рулевого механизма; 20 - червячная передача рулевого механизма; 21 - пневмоусилитель рулевого механизма; 22 - рулевая колонка; 23 - рулевое колесо; 24 - приборная панель; 25 - электромагнитный контактор сопротивления; 26 - контроллер; 27 - реле ускорения; 28 - ограничительное сопротивление реле нулевого напряжения.; 29 - блок предохранителей; 30 - прибор для контроля сопротивления изоляции.

    • Основные характеристики троллейбуса
    Максимальная конструктивная скорость, км/ч 60
    Пассажировместимость всего, чел 68
    Мест для сидения 26
    Мест стоячих 42
    Масса снаряженного троллейбуса не более, кг 8920
    Масса максимальная не более, кг 16000
    Трансмиссия Механическая, с одним карданным валом
    Габаритные размеры, мм 11000 х 2500 х 3240
    Входное напряжение, В 600
    Номинальное напряжение в питающей сети потребителей, В 24
    Высота над уровнем дороги, мм 750
    Привод дверей Электропневматический
    Число дверей 2/3
    Максимальное отклонение от контактной сети, мм 4500
    Контурный диаметр кривой поворота троллейбуса, мм 22400
    Количество осей 2
    Нагрузка на переднюю ось, кг 6000
    Нагрузка на заднюю ось, кг 10000
    Система управления тяговым приводом Резисторно-контакторная
    Тяговый электродвигатель
    Тип 3AL 2943 rN
    Номинальная мощность, кВт 110
    Напряжение, В 600
    Частота вращения номинальная, об/мин 1530
    Частота вращения максимальная, об/мин 3280
    Электродвигатель компрессора
    Тип 5 АU 1720/2 /2SM-132L
    Номинальная мощность, кВт 2,6
    Напряжение, В 550
    Частота вращения номинальная, об/мин 2650

    Электрическое оборудование троллейбуса
       Пульт управления троллейбусом Шкода 9Tr. Внешний вид, расположение элементов управления, индикации и сигнализации.
       На троллейбусе установлен тяговый двигатель 3AL-2943rN четырехполюсный, последовательного возбуждения, самовентилируемый.
       В качестве привода компрессора на троллейбусе применен вспомогательный электродвигатель. Одним из типов, устанавливаемых в разные годы выпуска, является электродвигатель 2SM-132L.
          Для отопления салона троллейбуса 9Тр служат печи, установленные по обеим сторонам сидений пассажиров в шахматном порядке. Салон оборудован восемью печами общей мощностью 8 кВт.

          Печи разбиты на две ветви, соединенные последовательно-параллельно. Каждая ветвь имеет пакетный выключатель.

          Кабина водителя отапливается от основной и дополнительной печей. Основная печь мощностью 1 кВт находится за сиденьем водителя, дополнительная мощностью 0,2 кВт - над педалями водителя. Каждая печь снабжена самостоятельным пакетным выключателем.

          Обогрев стекол кабины водителя осуществляется двумя системами - основной и добавочной. Основная состоит из двух печей общей мощностью 3 кВт и вентилятора мощностью 20 Вт, работающего от напряжения 24 В с частотой вращения 3600 об/мин.

          В средней части панели расположены сопла, через которые лобовые стекла обдуваются теплым воздухом. Цепи печей и двигатель вентилятора включаются от одного пакетного выключателя. При повышении допускаемой температуры на стеклообогреве цепь печи автоматически выключается специально установленным термостатом. Лобовые стекла имеют дополнительный обогрев, который водитель может включать в холодное время года. Обогрев состоит из двух элементов общей мощностью 1,1 кВт, размещенных на панели управления.


    Пневматическое оборудование троллейбуса
    • Схема пневматического оборудования троллейбуса

        1 - электродвигатель;2 - компрессор; 3 - задние тормозные цилиндры; 4 - противозамораживатель; 5 - влагомаслоотделитель; 6, 9 - обратные клапаны; 7 - двухкамерный редуктор; 8 - резервуары; 10 - запорный кран; 11 - тройник; 12 - золотник управления; 13 - пневмоусилитель; 14 - передние тормозные цилиндры; 15 - регулятор давления двухкамерный; 16 - запорный кран; 17 - влагомаслоотделитель; 18 - двойной манометр; 19 - двухсистемный тормозной кран; 20 - дверные цилиндры.

        Компрессор 2 с электродвигателем 1 установлены под кузовом троллейбуса за ведущим мостом. Доступ к компресору осуществляется через люк в полу. При работе компрессор забирает воздух через воздухоочиститель, расположенный под кабиной водителя, и нагнетает сжатый воздух в резервуары 8. Два резервуара установлены слева и один справа под кузовом за ведущим мостом троллейбуса. Для очистки нагнетаемого компрессором воздуха от пыли, влаги и масла перед резервуарами предусмотрен влагомаслоотделитель 5.
        Замерзанию конденсата в зимнее время препятствует противозамораживатель 4, установленный в салоне у левого заднего колеса.
        Троллейбус имеет две независимые системы торможения. Раздельная подача сжатого воздуха в передние 14 и задние 3 тормозные цилиндры осуществляется двухсистемным тормозным краном 19. Он находится слева под кузовом и приводится в действие левой педалью пневматического тормоза. Тормозной кран включается также при полном нажатии средней педали электрического тормоза, так как педали связаны друг с другом.
        В корпус обратного клапана вмонтирован предохранительный клапан. Перед резервуарами установлен двухкамерный редуктор давления 7 с перепускным устройством и обратные клапаны 6 и 9. К первой воздушной магистрали подключены регулятор давления 15 и через двухсистемный тормозной кран 19 - тормозные цилиндры 3 ведущего моста. К второй воздушной магистрали подключены через тормозной кран 19 тормозные цилиндры 14 ведомого моста, пневмосистема, обслуживающая дверные цилиндры 29, и пневмосистема усилителя рулевого управления.
        Давление сжатого воздуха в воздушной системе должно быть от 4,5 до 6,5 аь оно регулируется регулятором давления. Давление воздуха в системах контролирует двойной манометр 18, установленный на приборной панели в кабине. Белая стрелка манометра показывает давление в воздушной системе ведущего моста красная - в системе ведомого моста.
        Воздухопровод механизмов управления дверьми присоединен к резервуару, расположенному справа за ведущим мостом. В воздухопроводе установлен тройник 11, имеющий отверстие с резьбой для шланга, используемого для накачки шин. Отверстие тройника закрыто резьбовой пробкой. Тройник расположен перед правым задним колесом. Запорный кран 10 предназначен для перекрытия воздухопровода механизма управления дверьми в случае выхода из строя пневмосистемы, обслуживающей дверные механизмы.
        В пневмосистему усилителя рулевого управления включены воздушный цилиндр пневмоусилителя 13, золотник управления (воздухораспределительный клапан) 12, влагомаслоотделитель 17 и запорный кран 16, предназначенный для перекрытия воздухопровода пневмосистемы усилителя в случае выхода ее из строя.
        Воздухопроводы. Все аппараты в пневматических системах соединены воздухопроводами. В качестве воздухопроводов применяют трубки из термически обработанной стали с гибкими соединительными шлангами. Гибкий шланг, соединяющий компрессор с пневматической системой, предотвращает попадание на кузов троллейбуса высокого напряжения в случае, если компрессор окажется под напряжением. Места соединения трубок уплотнены двусторонними корпусными муфтами, надетыми на концы трубок и затянутыми гайками. В пневматической системе троллейбуса применяются трубки с наружным диаметром трех размеров - 14, 12 и 6 мм и толщиной стенок 1 мм.
        В эксплуатации вследствие вибрации возможно нарушение герметичности воздухопроводов в местах соединений с аппаратами или с соединительными шлангами. С целью уменьшения вибрации воздухопроводов при движении троллейбуса все они прикреплены к основанию кузова и неподвижным кронштейшнам аппаратов. Утечку возжуха определяют на слух или с помощью мыльной эмульсии. Воздухопроводы продувают и прочищают не реже одного раза в год.


    • Узлы пневматического оборудования

    Механическое оборудование троллейбуса
       Рулевое управление троллейбуса 9Тr включает в себя рулевой механизм, рулевой привод, цилиндр пневмоусилителя руля и воздухораспределитель. Представлены чертежи и описания узлов.
       В зависимости от варианта исполнения на троллейбусах устанавливались две или три двери. Механизм открытия - пневматический с управлением при помощи электропневматических клапанов. Представлены чертеж механизма, схема управления, описание работы.
       Ведомый (передний) мост является управляемым, т. е. обеспечивает изменение направления движения троллейбуса поворотом колес. Приведен чертеж и описание переднего моста.
       . Карданная передача троллейбуса служит для передачи вращающего момента тягового двигателя на главную передачу под изменяющимся при движении углом.
          Приведен чертеж и описание карданной передачи.
       Задний (ведущий) мост троллейбуса 9Тр имеет две ступени. Первая ступень находится в центральном редукторе и состоит из конической пары, имеющей спиральное зацепление. Вторая ступень - колесный редуктор - находится в ступицах ведущего моста и состоит из пары цилиндрических косозубых шестерен с каждой стороны моста.
          Приведен чертеж и описание моста.
       Приведен чертеж и описание подвески мостов троллейбуса



    © eltroll2 2019-2021